Схиархимандрит Иоанникий из Чихачево.

Вчера меня попросили на форуме защитить о. Иоанникия, а я сказал, что не буду этого делать там, и пообещал у себя рассказать о нем. Выполняю обещание:
Я приехал в Пестяки в 1993 году и сразу же услыхал от жителей, о необычном батюшке Иоанне в Чихачах. К тому времени он окрестил половину Пестяковского и Верхнеландеховского района, и все крещеные были восхищены его поведением. Конечно я собрался с духом и отправился к нему в Чихачи. С тех пор мы стали друзьями, и я честно скажу, что полюбил его. Мы много встречались, я много возил к нему своих “подопечных”, я видел много удивительного, но пусть обижаются на меня его “фанаты”, я не видел ничего необычного. Все его действия, все его разговоры – это обычная практика хорошего священника. Да он не прост? да он, для экономии времени иногда провоцирует прихожан,но всегда это у него идет от любви и желания помочь, как можно большему количеству людей.
Я бы мог рассказать десяток забавных историй, связанных с посещением его и удивительных изменений в человеке, связанных с его служением, но не хочу уподобляться процветающему, сейчас, стилю “забавных” житий. То, что он делает это огромный, тяжелейший труд, который выполнить можно, только с помощью Бога.
Отвечу на несколько “обвинений” которые идут в его адрес.
1. Он уходит не в затвор а в запой.
Никогда в жизни не видел его выпивши. При этом “затвор” никогда не был для меня препятствием .Когда мне при приезде сообщали, что он опять в “затворе”, и никого не пускает, я шел к определенному окну, читал в слух молитовку, и он всегда принимал меня. Ни разу, я не видел на его столе бутылки, ни разу он не предложил мне выпить. Никаких “запоев”, я считаю -нет. Больше того, у меня на исповеди раз была его “староста”, которая очень каялась, в том, что это она распускает такой слух.
2. Он “колдун”
Я не однократно служил с ним в алтаре, и бывал на отчитках. Ничего необычного и самодельного он не делает. О.Иоанникий читает на отчитке 12 молитв об изгнании беса, которые есть в больших требниках для священников. Читать эти молитвы не запрещено ни одному клирику. Я сам имею благословение, на их чтение, и не раз проводил молебен из них, для наркоманов. Все остальные службы он ведет по обычному чину, стараясь соблюдать правильное время служения.
3. У него нет условий, люди спят на полу в храме.
Условий действительно мало. И даже то, что видите вы вокруг, в основном построено частными лицами, и дано ему в пользование (а то и не дано) с особыми условиями.
– Как ты меня называешь? – раз спрашивает он меня.
– Отец Иоанникий, схиархимандрит Иоанникий – отвечаю я в недоумении
– А то, что они меня называют старцем, ты знаешь? – продолжает он опрос
– Ну, знаю! – отвечаю я
– Вот скажи – зачем они это делают? зачем они вешают объявления и везут людей “к старцу”? Зачем они всем обещают, что я их вылечу? Какой я старец?!. Я обычный священник и делаю то, что полагается делать всем священникам. Я же не виноват, что они этого не делают, и я получаюсь как белая ворона.
Я успокоил его,тем, что сказал, что ругающих его не меньше чем восхищающихся им и он на это рассмеялся.
Все, что у него происходит происходит совершенно добровольно. Претензий что нужно спать на полу в храме предъявить некому, так как Вы сами принимаете это решение. Но я видел знаменитую журналистку, “проспавшую” в храме две недели, и сменившую жизнь после этого кардинально, на светлую и добрую. Я видел бывшего наркомана, провалявшегося в храме больше месяца, но ставшего в последствии дьяконом ( сейчас уж может и священником) Я видел многих, спавших на этом полу, которые считают, что это было самое значимое событие в их жизни. Но нужно сказать, правду – есть же и другие места. Есть ежедневное бесплатное кормление, есть организованный труд.  Есть множество людей получивших здесь помощь.
4. Он всех “пугает” концом света.
Не всех. А тех, кого хочет получше узнать. Я увидел, что “конец света”, “царская семья” и еще несколько тем, которые он использует, как инструмент, для того, что бы быстро узнать о человеке главное. Реакция на эти темы, бывает бурной, и человек сразу раскрывает свою суть. Меня от тоже, не раз пытал “концом света”, но однажды я ему сказал:
– Батюшка, ты мне перову рассказывай, когда к тебе придет очередное “зрение” о какой нибудь трагедии – я помолюсь и её не будет. Почему ничего не исполнилось того, что ты мне 10 лет рассказываешь? Потому, что я выхожу от тебя, читаю молитвы, чтобы этого не произошло,(это правда) и ничего не происходит. Поэтому – сообщай мне. Можно по телефону.
Он посмеялся, обозвал меня хитрецом, и больше никогда не пугал никакими катастрофами.
6. К нему ездят психи и наркоманы.
Причем наркоманов, я к нему начал возить. Он когда услыхал с кем я приехал, попросил меня, сначала рассказать, что я об этом заболевании думаю. Я все рассказал и он вышел к группе ребят приехавших со мной. Такой беседы с ними, я никогда ни от кого не слышал. Это была “великая” проповедь любви и милости к ним. В конце они все, не сговариваясь, встали перед ним на колени, и целовали ему руки. Я плакал, и с тех пор все наркоманам повторяю его слова “Они проходят испытание тяжелее чем было у первохристиане, и выжившие могут стать великими людьми”. Потом они стали ездить к нему сами и жить по долгу. И правильно делают. Жаль, что никто не построил там большого корпуса, для более правильного проживания их там.
Бешеные, или психически нездоровые люди, тоже туда ездят в большом количестве. Присылают на отчитку в Чихачево и из Троице – Сергиевой Лавры. А куда им ездить?   Вместо установленных церковью отношений к ним, они находят в других храмах, только смех и гонения. Думаю, что он один, сделал для них больше, чем Алексеевская больница в Москве. И то, что он их не гонит, и занимается с ними как может – это его великий подвиг.
5. Он хочет стать святым, вот и “играет эту роль”.
Ну а кто не хочет стать святым? Любой православный, не только хотеть, но и всеми силами стремиться к этому должен. При этом одни действительно “играют роль”, а другие просто служат Богу всеми силами и все. Не удержусь, расскажу одну забавную историю. Ходили разговоры, что у него на службе бешеные кричат и падают на пол. Я видел, как это происходит, но особенно жалко всем было одну женщину, которую колошматило регулярно и орала она громко. Я несколько раз её увидал и понял, что это театр. “Прижав” её я добился того, что бы она пошла к батюшке и призналась. Он выгнал её “с треском”, а мне говорит:
– А я то думаю, чего это происходит. Самому страшно к ней подходить.
Однажды я встретил её в другом храме, где она была “на ящике” и не падала и не орала. Я, по старой дружбе”, распросил её, зачем она это делала. А она честно и откровенно сказала:
– А я хочу, что бы батюшки считали святы – чудотворцем, вот и показывала, как действует его отчитка. Я посмеялся, такой наивности, но оценил её любовь. В следующий раз я ему рассказал об этом, и мы вместе посмеялись (но бывают и настоящие проявления бесов).
Сам он очень почитает Новомученика Иоанна Доброхотова из Чихачево. Я занимался историей жизни, собирал документы на канонизацию, и встречался с родственниками  Новомученика Иоанна. Простой сельский священник – и столько мужества. У отца Ионикия тоже это мужество есть. Однажды мы с ним вышли во двор и он подвел меня к одному месту:
– Вот здесь они его убили! Вызвали со службы и просто выстрелили в лицо. Если дураки “додумаются” и меня так убьют – я буду рад. – сказал отец (Иоанн) Иоанникий.
Но смерть я ему “отдалил”.
В 1995 году, мы делали у храма парк, и мне очень хотелось поставить, в честь павших в ВОВ камень с надписью “За веру отечесвто и народ, жизнь свою положившим”. Парк был к маю готов, а вот камня я не смог найти. Тогда я, почему -то, решил поехать к отцу (тогда еще Иоанну) и спросить его совета. А поехал не – на машине,  а на попутке, с желанием пройтись от большой дороги до Чихачева пешком и помолится. Иииииду! Читаюи молитву! Вдруг на обочине камень  – как раз такой какой мне надо. А лежит уже около Чихачево. Я бегом к о. Иоанну:
– Отдай камень! – говорю ему
– Да ты что – отвечает он- я его себе на могилу берегу.
Я нашелся и говорю ему:
А сколько еще жить собираешься?
– Ну лет десять надеюсь – ответил он
-Я ему и говорю:
– Давай я помолюсь, что бы ты прожил 20 лет, а ты мне отдашь камень. И рассказал, зачем он мне нужен. Он согласился. Не знаю, что ему больше понравилось 20 лет прожить, или память погибшим почтить, но камень встал на свое место в парке. А 2015 году, будет и 20 лет с того времени 🙂

Мои советы посещающим Чихачево:
1. Никогда не ждите, что с вами что – то там произойдет и что вообще попадете на службу и отчитку.
2. Никогда не думайте, что это “делает” отец Иоанникий – все происходит по воле Бога.
3. Никогда не предполагайте, что за деньги или за ваше “звание” к вам будет особое отношение.
4.Лучше ездить в Чихачи не группой. Сюда едут больные – поэтому поведение одного человека, может испортить настроение всей группе.
5. Уезжая “на один день”, имейте в запасе впереди еще несколько, так – как часто одним днем люди не обходятся.
6.”Не ездите в Чихачево – Бог везде один и получить от него помощь, можно в любом храме”.  – так мне велел сказать о. Ионикий монахиням их Польши, которых он так и не принял.
7. Никогда не ездите в Чихачево из любопытства. – чужие бесы станут вашими. В основном все осуждения, я слышу именно от “любопытных”, которые ездили туда поглазеть на кричащих и падающих, полюбопытствовать “отчитками” – вот они теперь и ходят злые и раздраженные, так как выгнанные бесы, из тех падающих, находят “гнезда” в душах любопытных. Здесь в прелесть и бешенство, даже не крепкие иереи, игумены и епископы, приходили, приехав сюда поглазеть на происходящее. Нет нужды – не ездите ни за что!
Я когда нибудь напишу большую книгу, про всех “старцев” с которыми я встречался и общался. Как -то так складывается, что с большинством из них, у нас складываются дружественные и личные отношения. (у меня такой характер, что не дружить со мной может только дурак) Я их не сравниваю друг с другом, но я счастлив, что живу в одно время, с такими светильниками православия, среди которых и схиархимандрит Иоанникий. У них труднейшая жизнь, у них величайший подвиг, усиливающийся с каждым годом, нерадениями других клириков, отвлечением церкви, на какие – то развлечения, политику и еще не знаю что. Клоунов церкви, стало больше чем старцев, и поэтому поток к таким ка о. Иоанникий не ослабевает. И дай Бог ему сил еще на много лет!

Михаил Махов протоиерей психолог.

Фото-0130

источник

 

Добавить комментарий